продажа катеров

Главная

О компании

Полный каталог

Прайс-лист

Различные статьи

Лодочные моторы

Тесты

Фотографии

Контакты

исптытание WellBoat 42 и WellBoat 42k

Честно говоря, автор этих строк (да и не он один, наверное) отнюдь не относится к ярым сторонникам румпельного управления. Даже на самой маленькой лодке возникает желание принять "автомобильную" посадку и положить руки на штурвал и рукоятку газареверса. Но всегда ли такое стремление оправданно? Разобраться в этом мы решили на примере достаточно компактной, но при этом далеко не самой миниатюрной мотолодки , хорошо известной российским водномоторникам.

Действительно, все познается в сравнении. Кому-то эта лодочка по нынешним меркам может показаться совсем крошечной, но, если обратить мысленный взор хотя бы на пару десятков лет назад... Как справедливо заметил один из участников теста, и по основ ным размерениям, и по весу, и по паспортной пассажировместимости "Wellboat 42" практически полностью соответствует популярной в советские времена мотолодке "Крым" (тоже, кстати, сварной из АМг), не казавшейся в ту пору особо маленькой. Были посудины и покомпактней - скажем, всего лишь 3.8-метровый "Неман-2". Оба упомянутых ветерана с "капотной" компоновкой комплектовались дистанционным управлением, и никого это тогда не удивляло.

Поводом же к разговору на тему "маленькая лодка" и "дистанционка" послужила модернизация "42-го", приуроченная к "прибавлению семейства" в группе компаний "Вельбот" (многими по привычке называемой старым именем "Литек"). К головной верфи, расположенной в Ленинградской области, и действующим предприятиям в Самаре и Нижнем Новгороде в конце прошлого года добавилось производство в Великом Новгороде, которому и был передан "Wellboat 42". Тогда и возникла мысль дополнить модельный ряд модификацией этой лодки с рулевой консолью. Для участия в экспериментах были приглашены и независимые эксперты КиЯ.


В чем спокойней и удобней?

Опытную версию с индексом "К" нам довелось тестировать дважды: первый раз на декабрь-ской, но еще свободной от льда Неве, и второй - у новых "хозяев" модели на Волхове. Параллельно, дабы сравнить ощущения, на воду всякий раз спускали и старую добрую румпельную лодку.

Казалось бы, чего уж проще: приварить консоль, провести управляющие тросы - и вперед. Однако процесс затянулся. Подробнее об этом мы еще расскажем, но для начала поделимся своими "водительскими" впечатлениями от базовой модели.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
МОТОЛОДКИ "WELLBOAT-42 (42K)"


Длина

4.2 м

Ширина

1.5 м

Вес с оборудованием

155 (170) кг

Высота борта на миделе

0.6 м

Килеватость, град

- на транце

8

- на миделе

13

Высота транца

0.38 или 0.51 м

Грузоподъемность

300 кг

Пассажировместимость

4 чел

Мощность лодочного мотора

20 (25) л.с.

Цена

по запросу
(по запросу)
рулевая консоль WellBoat 42k

В принципе, это дело вкуса, а также физических данных (в первую очередь роста) водителя, но даже при отсутствии нежной любви к румпелю не можем не отметить, что 42-й для подобного способа управления вполне удобен. Кормовая банка-рундук достаточно высока, чтобы не поджимать ноги к подбородку, румпель удачно ложится в руку (замысловато изгибать ее за спину нет нужды), и есть за что держаться - в корме имеются длинные поручни, почти что релинги. Все это позволяет не только с удобством перемещаться из точки А в точку Б, но и при желании "покрутить" резкие развороты что в правую (это обычно проще), что в левую стороны.

Кормовой дифферент при выходе на глиссирование практически незаметен даже с одним водителем, нагружающим корму, и никаких дополнительных усилий прикладывать не приходится - просто включаешь передний ход и даешь газ (правда, упор подвески 15-сильного Suzuki был установлен в ближайшее к транцу отверстие). Налегке на полном ходу лодка поворачивает практически без крена, "блинчиком", не пытаясь качнуться наружу даже на небольшой боковой волне, а при особо резких маневрах корму попросту слегка "заносит".

Пока, как говорится, сам себе хозяин, все замечательно. Однако появление пассажиров способно вызвать определенные сложности, связанные прежде всего к центровкой.

Вообще-то нагрузки лодка не боится, и свидетельство тому - достаточно ровный график скоростных показателей. Однако, чтобы добиться приведенных в таблице цифр и не испытывать сложностей с управлением, помимо функции судоводителя пришлось взять на себя роль "пассажирского помощника", рассаживая прочих членов экипажа на оптимальные с точки зрения распределения веса места.

Наиболее проблемной оказалась носовая центровка - лодка, борта которой начинают активно замываться, проявляет при этом излишнюю верткость и склонность к знакопеременным кренам (это и понятно, ведь по сравнению с тем же "Крымом" 42-я более дельтавидна в плане, и ширина в носовой части относительно невелика). Наилучшие скоростные показатели с разной нагрузкой были достигнуты при расположении одного из пассажиров на кормовой банке по соседству с водителем (надо сказать, что управлению это практически не мешает), а лодка вела себя достаточно стабильно. За распределением нагрузки стоит следить и для того, чтобы избежать ходового крена, способного вызывать "залипание" скулой, особенно на волне. Между тем, при движении на ровном киле волна высотой 0.2-0.25 м довольно мягко преодолевается даже на полном ходу.

 
Вельбот 42k
 
испытание модели Wellboat 42k
 
моторная лодка Wellboat 42k
 

У первого опытного варианта 42К установленная на правом борту рулевая консоль с рундучком была смещена к транцу, и в роли водительского сиденья выступал все тот же кормовой рундук. Казалось бы, управлять штурвалом несравненно удобнее, однако во время заездов в одиночку пришлось попотеть почище, чем с румпелем - особенно при попытках "экстремального" маневрирования. В крутых поворотах идущий "на пятке" "42-й" принимался раскачиваться с борта на борт, то пытаясь ускользнуть с намеченной траектории наружу, то, наоборот, стремясь занырнуть внутрь поворота. Да и при выходе на глиссирование лодка гораздо заметнее задирала нос. В общем, езда была на грани фола, отчего надетая на руку стропка безопасности была явно не лишней. Понятно, что свою лепту внес и более мощный 25-сильный мотор, позволяющий развивать более значительные скорости, однако не оставляло ощущение, что оказался на борту совсем другой лодки.

Представителей верфи увиденное явно не устроило, и в самом начале нынешней навигации нам предложили испытать версию с консолью, смещенной к миделю, и отдельным водитель-ским сиденьем-рундучком (надо сказать, весьма простеньким).

Честно говоря, после первого же выхода на воду вспомнилась поговорка "Хвост вытащили - нос увяз". Вместо попыток выскочить из воды лодка стала наоборот зарываться в нее нагруженной правой скулой, а при резком сбросе газа и вовсе откровенно заваливаться на борт. Некоторый положительный эффект дала перестановка упора подвески мотора в более "высокое" положение, но кардинально это проблему не решило - изначальный крен, вызванный весом водителя, остался прежним. Деваться с крошечного сиденья у борта было некуда, и спас положение только пассажир, расположившийся на левой части кормовой банки.

Короче говоря, когда после испытаний консольной версии мы пересели в обычный румпельный 42-й, то не без удивления обнаружили, что нам на нем спокойней, комфортней и безопасней. Это ощущение опять-таки можно списать на меньшую мощность мотора, но решающим моментом, на наш взгляд, оказалось все же то, что мы вновь обрели контроль над центровкой - в первую очередь по крену. Тем более что разница скоростных показателей, достигнутых с 15-сильным и 25-сильным моторами, оказалась отнюдь не драматической, а менее мощный движок столь же уверенно вытаскивал лодку с полной паспортной нагрузкой на глиссирование.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

  • нагрузка - 1 чел. плюс 15 л топлива
  • ПМ - четырёхтактный "Suzuki DF25"
  • ГВ - алюминиевый трехлопастной диаметром 10 1/4 и шагом 12 дюймов
  • скорость ветра - 0-1 м/с
  • высота волны - 0.0-0.2 м
  • темп. воздуха - 19°С
  • темп. воды - 8°С
  • место испытаний - р. Волхов, Великий Новгород)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
МОТОЛОДКИ WELLBOAT 42K

Обороты/минСкорость, уз (км/ч)
10002.4 (4.5)
15003.3 (6.1)
20004.5 (8.4)
25005.2 (9.7)
30006.9 (12.8)
350011.3 (20.9)
400015.0 (27.8)
450019.3 (35.7)
500021.6 (40.0)
550022.8 (42.2)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ WELLBOAT 42 И WELLBOAT 42K

Нагрузка, челСкорость, уз (км/ч)
"Wellboat 42" + ПМ "Suzuki DT15""Wellboat 42k" + ПМ "Suzuki DF25"
121.5 (39.8)24.2 (44.7)
221.0 (38.9)23.2 (43.0)
319.2 (35.5)22.3 (41.3)
416.9 (31.2)21.5 (39.8)

ПЛЮСЫ ЛОДКИ

  • уверенный выход на глиссирование
  • малая зависимость скорости от нагрузки
  • наличие закрывающихся рундуков

МИНУСЫ ЛОДКИ

  • чувствительность к продольной и поперечной центровке
  • отсутствие средней банки
  • трудности с осушением на воде

МАЛЕНЬКИЙ - КАК БОЛЬШОЙ?

При своих весьма компактных по нынешним меркам размерах 42-й - это все-таки именно моторная, а не гребно-моторная лодка. По уровню внутреннего оборудования, даже в самом простом румпельном варианте, он практически не уступает своим более крупным "братьям" с маркой Wellboat.

Имеются два довольно вместительных закрывающихся рундука, кокпит устлан сплошным пайолом из "морской" фанеры с нескользящей насечкой и окаймлен гладким внутренним фальшбортом, прикрывающим шпангоуты. Это, конечно, очень хорошо, но порой создается впечатление, будто конструкторы попросту забыли, что имеют дело с румпельной малюткой - скажем, о том, что на борту может и не оказаться аккумулятора...

К примеру, мы так и не поняли, каким образом предполагается удалять из корпуса попавшую в него воду - например, дождевую. Пайол хоть и сплошной, но далеко не герметичный, и по его краям вода будет беспрепятственно скатываться в междудонное пространство, куда с тем же черпаком не подобраться. Открыв рундук, на дне его мы обнаружили такой же "мини-пайол", привинченный саморезами.

В общем, выход один - вытаскивать залитую водой лодку на берег и откручивать сливную пробку снаружи транца, хотя при наличии встроенной где-нибудь в районе транца ручной отливной помпы с грамотно проведенным в междудонное пространство приемным патрубком о проблеме можно забыть раз и навсегда.

Просторный кокпит - это тоже хорошо, но во время испытаний румпельной версии с различной нагрузкой мы не раз пожалели об отсутствии средней банки, хотя бы самой простенькой, съемной (правда, нам сообщили, что банка со встроенным рундуком доступна в качестве опции). Как уже упоминалось, лодка довольно чувствительна к центровке, поэтому нередко возникает необходимость усадить кого-то из пассажиров в районе миделя, а на пайоле долго не усидишь.

Вряд ли кто оспорит, что мотолодка таких размерений должна быть рассчитана и на весла, причем нормальные распашные. На модификации с румпельным управлением с этим все в порядке - в расчете на вес установленного на транце мотора подуключины смещены в нос, и при расположении гребца на носовом рундуке корпус приобретает оптимальный для неспешного водоизмещающего плавания дифферент.

Скорость под веслами в одиночку (гребец отнюдь не перенапрягался) составила 4-4.5 км/ч - очень неплохой результат для моторной лодки, пусть и небольшой! С пассажиром, которого приходится усаживать в корме, транец начинает "тащить воду", и скорость ощутимо падает - средняя банка пригодилась бы и в этом случае.

 
 

РЕЗЮМЕ

Можно сколько угодно проводить параллели с лодками схожих размерений, однако далеко не значения длины и ширины делают лодки одинаковыми или разными. В результате двух тестов, проведенных совместно с конструкторами и технологами компании-изготовителя, мы пришли к общему мнению, что по причине ряда особенностей как обводов, так и конструкции наиболее органичен именно в румпельной версии, каковую мы и рекомендуем читателям <КиЯ> (кстати, с 15 июня 2009 г. все серийные лодки будут комплектоваться ручной отливной помпой). А по результатам экспериментов, проведенных совместно с независимыми экспертами журнала, от запуска в серию модели Wellboat 42K компания решила отказаться (лодка отправлена на доработку и поступит в продажу только в 2010 году) и приступила к разработке нового проекта лодки под ПМ мощностью 25-30 л.с. с дистанционным управлением.

Источник: журнал "КиЯ" 4(220) 2009

Артем Лисочкин. Фото Романа Баранова и Алима Ялышева

Перейти к описанию лодки "WellBoat 42"

Перейти к описанию лодки "WellBoat 42k"

Вернуться в каталог статей

 
 

продажа лодок, катеров, лодочных моторов


Рейтинг@Mail.ru Рейтинг - яхты и катера